Ло́сев Алексей Фёдорович (1893-1988), философ и филолог, профессор (1923). В 1930-33 в концлагере (Беломоро-Балтийский канал). В работах 20-х гг. дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии начала XX в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики В. Ф. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, феноменологии Э. Гуссерля. В центре внимания Лосева - проблемы символа и мифа («Философия имени», 1927; «Диалектика мифа», 1930), диалектики художественного творчества и особенно античного мифологического мировосприятия. С середины 1950-х гг. опубликовал около 30 монографий, в том числе монументальный труд по истории античной мысли «История античной эстетики» (т. 1-8). Государственная премия СССР (1986).
* * *
ЛОСЕВ Алексей Федорович - ЛО́СЕВ Алексей Федорович [10 (22) сентября 1893, Новочеркасск - 24 мая 1988, Москва], русский философ, историк философии и эстетики, филолог.
Получил классическое образование на историко-филологическом факультете Московского университета. С 1919 - профессор классической филологии Нижегородского университета. Участвовал в деятельности Психологического общества при Московском университете, Религиозно-философского общества памяти Вл. С. Соловьева, Философского кружка им. Л. М. Лопатина, а также Вольной академии духовной культуры. С 1922 по 1929 читал курс лекций по эстетике в Московской консерватории. В 1930 работа Лосева «Диалектика мифа» подверглась резкой идеологической критике (Л. М. Каганович (см. КАГАНОВИЧ Лазарь Моисеевич), М. Горький (см. ГОРЬКИЙ Максим) и др.), он был объявлен классовым врагом, мракобесом, реакционером, черносотенцем и монархистом. Последовали арест и отправка на Беломорканал для «трудового перевоспитания» (до 1933). После освобождения преподавал классическую филологию в Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина. С начала 1950-х гг. опубликовал около 400 работ (в т. ч. 30 монографий). Среди поздних трудов Лосева выдающиеся место занимают 8-томная «История античной эстетики» (Государственная премия СССР, 1986), «Эллинистически-римская эстетика», «Эстетика Возрождения», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Владимир Соловьев и его время».
Миросозерцание Лосева формируется на основе глубокого интереса к учению Платона, сквозь призму которого он воспринимает самые различные проявления духовной культуры: музыка и математика; взгляды Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), Бергсона (см. БЕРГСОН Анри), Наторпа (см. НАТОРП Пауль), Кассирера (см. КАССИРЕР Эрнст); физические теории Х. А. Лоренца (см. ЛОРЕНЦ Хендрик Антон) и А. Эйнштейна (см. ЭЙНШТЕЙН Альберт). В 1920-1930-х гг. выходит цикл монографий: «Античный космос и современная наука», «Диалектика числа у Плотина», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Собственное философское учение Лосев изложил в работе «Философия имени», которая была своеобразным синтезом феноменологии и платонизма. Философские идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского «Парменида», Лосев положил в основание преобразования феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) Э. Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд), превратив ее в универсальную диалектику. «Философия имени» генетически была связана со спорами об имяславии (см. ИМЯСЛАВЦЫ) в начале 20 в. Система бытия строилась на основании тщательного анализа (67 категорий) природы «имени» или «слова». Для Лосева имя было особым местом встречи «смысла» предметного бытия. Все в мире, включая и мертвую природу, есть смысл, и поэтому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружении смысла. Имя в своем законченном выражении понималось как «идея», улавливающая и очерчивающая «эйдос», существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает и сокровенный «мистический» слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Лосеву, совпадает с диалектикой самопознания бытия и философией вообще, т. к. имя, понятое онтологически, является вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.
А. Ф. Лосев был ведущим автором Большой советской энциклопедии (3-е изд.), энциклопедии «Мифы народов мира», Философского энциклопедического словаря, Философской энциклопедии в 5 тт.